Ветеринар: друг животных или мучитель-экспериментатор
Добавлено: 13 апр 2008, 15:08
Эта статья в принципе посвящена ветеринарии, но так как я все же считаю описанное событиями исключительными, то все же хочу поместить ее именно в этот раздел.
Статья достаточно большая, где можно было сократить, сохраняя смысл, - я это сделала.
Источник: Центр защиты прав животных [ВИТАk
Авторы: И.Новожилова, К.Сабинин
`` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` Нужны ли животным ветеринарные врачи?
"Она подчеркнула, что с гордостью почувствовала себя человеком только тогда, когда ей удалось пересадить собаке сердце крокодила и это сердце билось несколько секунд!"
` Мы, как и большинство людей, всегда считали, что ветврачи самые большие друзья и помощники животных, что сама эта профессия предполагает такую же заботу о своих пациентах, как и в человеческой медицине. Так ли это на самом деле?
` Моё первое неприятное ощущение от общения с ветврачами зародилось в далёкие 1980-е годы. Мой школьный товарищ понёс в клинику кота, для того чтобы его стерилизовали. Ветврач сделал это без лишних церемоний: вышел в коридор, дёрнул наживую и готово! Вот только кот Дымок и его хозяин приходили в себя долго...
` Ещё более горькое разочарование меня постигло, когда я решила посвятить свою жизнь защите животных и стала активно выступать против жестокого обращения с ними. Оказалось, что именно ветврачи чаще всего работают в тех чудовищных сферах, где о любви к животным просто смешно говорить: виварии, зверофермы, цирки и пр. Как же могло случиться так, что те, кто шёл учиться состраданию и помощи животным, на деле оказывались бездушными изуверами?
` Корни этого парадоксального явления лежат, прежде всего, в образовании. Как правило, поприще ветеринарного врача выбирают те, кто с трепетом относится к любой жизни. Студентам же на протяжении всего периода обучения предлагают калечить, истязать и умерщвлять тех, кому они собирались посвятить всю свою жизнь. Столкнувшись с жестокими опытами во время занятий, насмотревшись на бойни, зверофермы, виварии, закулисье цирков, пункты передержки и утилизации животных, будущие врачи переживали психологический надлом и становились безразличными к судьбе своих пациентов.
` Несколько лет назад я сама оказалась в безвыходной ситуации: завсегдатай всех школьных олимпиад по биологии, я вынуждена была отбросить идею поступления на биофак МГУ, узнав на подготовительных курсах об обязательности экспериментов на животных. Со временем оказалось, что я не одинока. Большинство приходящих в нашу организацию людей /очевидно, имеется в виду "Вита" - Талер/ это те, кто столкнулся с жестокостью по отношению к животным во время обучения в вузах ветеринарного, биологического или медицинского профиля.
` Моей коллеге, закончившей Скрябинскую ветеринарную академию, на собственном примере удалось понять те глубинные причины, которые порождают жестокость и бездушие ветврачей, на которые сегодня многие жалуются.
` Первая причина опыты на животных во время учебных занятий.
Вот пример классического студенческого опыта. Лягушке на лапу кладут кусочек бумаги, смоченный слабым раствором серной кислоты. Через некоторое время кислота начинает жечь кожу, и лягушка отдёргивает лапку. Далее на лапку кладут бумажку, смоченную кислотой сильной концентрации. Конечно, лягушка отдёргивает лапку намного быстрее, чем в первый раз. Этот опыт настолько примитивен, что любой школьник предугадает его результат.
` Большинство студенческих опытов такие же бесполезные и жестокие, как этот эксперимент. Они демонстрируют явления, не требующие доказательств: гибель животных при пропускании электрического тока, перегреве и т.д.
` В программе западных вузов многие опыты на животных, которые проводят студенты медицинских, биологических и ветеринарных факультетов, заменены гуманными альтернативами. В качестве альтернатив используются: трёхмерные модели, компьютерные программы, интерактивные видеодиски, видеофильмы, культуры тканей и клеток, а также трупы животных, умерших естественной смертью. Самая же лучшая альтернатива для ветеринара это клиническая практика: сначала студенты наблюдают, как опытные врачи лечат больных животных, затем ассистируют во время операций и прочих процедур, затем начинают сами оперировать под контролем специалистов. То есть, вместо того, чтобы убивать и калечить здоровых животных, они помогают лечить больных, которым действительно нужна ветеринарная помощь. Опыт альтернативного образования, принятый во многих западных странах, показывает, что студенты успешно заканчивают вуз и становятся высококвалифицированными специалистами, не прибегая к опытам на животных.
` Вторая причина это подготовка ветеринаров к работе с сельхозживотными, которых они рассматривают только с точки зрения выгоды для человека (мясо, молоко, яйца, мех и т.д.).
Моя коллега мечтала о том, что её научат лечить животных и заботиться о них. На деле же курс был выстроен так, что студентов приучали к мысли, что животные являются сырьём для нужд человека и надо уметь с максимальной эффективностью их использовать. Если лечение животного обходится дорого его просто убивают. Основные медицинские процедуры, проводимые ветеринарами, вредят здоровью животного и делаются ему в ущерб: инъекции гормонов, антибиотиков, кастрация и пр. Если бы те процедуры, которые проводят на сельскохозяйственных и пушных животных повторили бы на домашней собаке и кошке, большинство людей назвали бы это зверством. Но ведь все перечисленные животные одинаково чувствуют боль!
Вот наглядный пример. Однажды при прохождении хирургической практики Лену в составе её группы повезли на свиноферму помочь провести кастрацию свиней. Для того, чтобы поросята быстрее набирали вес, их кастрируют в возрасте нескольких недель. Эту операцию проводят БЕЗ ОБЕЗБОЛИВАНИЯ.
` Студенты ловили поросят, потом один крепко держал поросёнка, а другой лезвием рассекал ему мошонку и отрезал семенники. Животные кричали, вырывались, а потом, когда их выпускали в загон, долго не могли прийти в себя от болевого шока. После этой процедуры, как объяснили Лене, часть поросят погибает...
` Тяжело дался Лене и визит на звероферму. Лисы, норки, еноты и другие животные находятся там в тесных клетках с решётчатым полом, который режет им лапы. Воздух, которым дышат эти животные, отравлен постоянными испарениями фекалий и мочи, собирающимися под клетками. Замкнутое пространство, теснота, грязь приводят к тому, что у животных развивается невротическое состояние. Они сами себя грызут, царапают, находясь в постоянном перевозбуждении, либо впадают в апатию.
` Для убоя используются такие методы, как пропускание тока через задний проход или половые органы, отравление газом, инъекции яда и парализующих веществ. Иногда животных слегка оглушают и с ещё живых сдирают шкуры. Из разговора с работниками зверофермы Лена с ужасом узнала, что они усыпляют животных дитилином. Это курареподобный препарат, вызывающий мучительную смерть от удушья. Чисто внешне создаётся ощущение, что животное мгновенно уснуло, на самом же деле его просто парализовало, и зверь медленно задыхается, не в силах пошевелиться.
` Как может ветеринар, проработавший на звероферме, сострадательно относиться к собакам и кошкам? Почему многие ветеринары в России до сих пор используют в ветклиниках дитилин для умерщвления животных, в то время как на Западе за это получают тюремные сроки?
` Однажды на лекцию о наркозе мелких животных в ветакадемию пригласили "известного учёного в области экспериментальной хирургии" Рожкову Г.Н. Лена запомнила эту лекцию на всю жизнь. Галина Николаевна начала лекцию с рассказа о своих студенческих годах. Она с сожалением заметила, что "нынешние студенты не имеют того экспериментаторского духа, исследовательского интереса, который витал в их кругах". Галина Николаевна, будучи студенткой, вместе со своими сокурсниками мечтала быстрее получить разрешение на проведение операций на животных. Разрешения никак не выдавали и отчаявшиеся студенты ловили бездомных животных в подворотнях и проводили опыты на свой страх и риск. Однажды их группа решила прооперировать кошку. Опыта и навыков у студентов не было, поэтому они ввели кошке морфин, не зная каковым будет эффект и рассчитывая, что животное уснёт. Эффект оказался обратным. В тот момент, когда был сделан разрез, кошка вырвалась из рук экспериментаторов и, вместе с вывалившимися кишками, выпрыгнула в окно.
` Галина Николаевна заворожено рассказывала студентам о своих "самых дерзких опытах, которыми и славится экспериментальная хирургия". Причем никакого практического значения эти опыты не имели. Она подчеркнула, что "с гордостью почувствовала себя человеком только тогда, когда ей удалось пересадить собаке сердце крокодила, и это сердце билось несколько секунд"! Лена посмотрела на лица своих сокурсников, увлечённых интересным рассказом. Экспериментаторский интерес в них был разожжён, а вот сострадание, увы...
` Общаясь постоянно со своими коллегами из других ветеринарных вузов, Лена поняла, что ситуация везде одинакова: российские преподаватели не понимают, что для будущего ветеринарного врача способность к сопереживанию не менее важна, чем врачебные навыки и квалификация. Она в этом лишний раз убедилась, когда в Россию приехал Ник Джукс президент всемирной организации ИнтерНИЧ, выступающей за гуманизацию образования и внедрение альтернатив к студенческим опытам на животных. Ник пригластил Лену к сотрудничеству. И она, в числе других студентов из московских вузов поехала в Англию изучать альтернативы к опытам на животных.
` После окончания Скрябинской ветакадемии Елена едет учиться в Эдинбург. Свою дипломную работу она посвящает изучению разности менталитета российских и западных ветеринарных врачей. Соцопрос, проведенный среди ветврачей различных стран, показал, что российские ветеринары более равнодушно относятся к вопросу умерщвления щенков и котят и, в отличие от западных коллег, выступают за проведение декоративных операций на животных.
` С тем, что наши ветврачи (за редким исключением) пока крайне далеки от вопросов гуманного обращения с животными, я была вынуждена столкнуться на круглом столе [Реформа ветеринарного образованияk в рамках Ветеринарного Конгресса, проходившего с 22 по 24 апреля в Измайлово. Когда я только попыталась рассказать о том, что студенты возмущены жестоким обращением с животными во время обучения, мои слова потонули в потоке хохота. [Что-то мы на мелочевку стали размениваться, заявил ректор Скрябинской ветакадемии Е. Воронин. Что это за чувствительная барышня, которая боится боли?k Очень кстати, что в зале оказался фермер из Татарстана, который выступил в подтверждение моих слов. Он рассказал о том, что жестокость часто является нормой в ветеринарных кругах. В ветклинике, расположенной рядом с домом фермера, молодой ветврач, аспирант, удалил щенку оба глаза для своих офтальмологических исследований и бросил беспомощного щенка умирать. Слепой щенок несколько дней пищал и тыкался во все углы, до тех пор, пока его не усыпили.
` Фермер рассказал также и о том, с каким цинизмом ветврачи относятся к лошадям, которых они готовят для конских забегов на длительные дистанции, проводимых в Татарстане. Он привёз на Конгресс видеоматериалы о том, как ветврачи добивают ножами загнанных лошадей, не имеющих возможности подняться после такой безжалостной эксплуатации.
` В дни конгресса мне очень запомнилась сцена, которую можно назвать анекдотичной. Разговор происходил в павильоне, где были представлены различные альтернативы к студенческим опытам на животных. Один из преподавателей вуза долго слушал наш рассказ о резиновом муляже крысы, который используется для отработки микрохирургических навыков (сшивание сосудов и пр.) и имеет съемные детали. После окончания рассказа он с недоумением спросил: [А как же я проведу ей декапитацию(обезглавливание)?k
` Не удивителен тот факт, что на фоне общего равнодушия ветврачей к животным, Минсельхоз предписал проводить операции наживую, забыв внести необходимый для наркоза препарат кетамин в списки разрешенных в ветеринарии препаратов, чем не преминул воспользоваться Госнаркоконтроль. Зачем российским ветврачам наркоз, если в вузах нет даже такой дисциплины, как анестезиология?
` Почему Россия до сих пор не принимает федеральный закон по защите животных, в то время, как другие страны имеют такие законы в течение столетия? Почему в нашей стране разрешён отлов диких животных капканами, давно запрещенными в цивилизованных странах? Почему в России считается нормальной практикой усыпление животных курареподобными препаратами? Почему так велика смертность животных в российских цирках? Почему Россия не подписывает международные конвенции по защите животных? Ответ на все эти вопросы прост: в России нет специалистов, стоящих на страже интересов животных.
` Конечно, мы пока очень далеки от того уровня сознания, чтобы просто помочь живому существу, не требуя взамен ничего. Но неужели мы пока далеки даже от того, чтобы хоть как-то облегчить участь тех, кого мы эксплуатируем? Ведь по отношению к слабейшему члену общества судят об уровне развития цивилизации!
Статья достаточно большая, где можно было сократить, сохраняя смысл, - я это сделала.
Источник: Центр защиты прав животных [ВИТАk
Авторы: И.Новожилова, К.Сабинин
`` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` Нужны ли животным ветеринарные врачи?
"Она подчеркнула, что с гордостью почувствовала себя человеком только тогда, когда ей удалось пересадить собаке сердце крокодила и это сердце билось несколько секунд!"
` Мы, как и большинство людей, всегда считали, что ветврачи самые большие друзья и помощники животных, что сама эта профессия предполагает такую же заботу о своих пациентах, как и в человеческой медицине. Так ли это на самом деле?
` Моё первое неприятное ощущение от общения с ветврачами зародилось в далёкие 1980-е годы. Мой школьный товарищ понёс в клинику кота, для того чтобы его стерилизовали. Ветврач сделал это без лишних церемоний: вышел в коридор, дёрнул наживую и готово! Вот только кот Дымок и его хозяин приходили в себя долго...
` Ещё более горькое разочарование меня постигло, когда я решила посвятить свою жизнь защите животных и стала активно выступать против жестокого обращения с ними. Оказалось, что именно ветврачи чаще всего работают в тех чудовищных сферах, где о любви к животным просто смешно говорить: виварии, зверофермы, цирки и пр. Как же могло случиться так, что те, кто шёл учиться состраданию и помощи животным, на деле оказывались бездушными изуверами?
` Корни этого парадоксального явления лежат, прежде всего, в образовании. Как правило, поприще ветеринарного врача выбирают те, кто с трепетом относится к любой жизни. Студентам же на протяжении всего периода обучения предлагают калечить, истязать и умерщвлять тех, кому они собирались посвятить всю свою жизнь. Столкнувшись с жестокими опытами во время занятий, насмотревшись на бойни, зверофермы, виварии, закулисье цирков, пункты передержки и утилизации животных, будущие врачи переживали психологический надлом и становились безразличными к судьбе своих пациентов.
` Несколько лет назад я сама оказалась в безвыходной ситуации: завсегдатай всех школьных олимпиад по биологии, я вынуждена была отбросить идею поступления на биофак МГУ, узнав на подготовительных курсах об обязательности экспериментов на животных. Со временем оказалось, что я не одинока. Большинство приходящих в нашу организацию людей /очевидно, имеется в виду "Вита" - Талер/ это те, кто столкнулся с жестокостью по отношению к животным во время обучения в вузах ветеринарного, биологического или медицинского профиля.
` Моей коллеге, закончившей Скрябинскую ветеринарную академию, на собственном примере удалось понять те глубинные причины, которые порождают жестокость и бездушие ветврачей, на которые сегодня многие жалуются.
` Первая причина опыты на животных во время учебных занятий.
Вот пример классического студенческого опыта. Лягушке на лапу кладут кусочек бумаги, смоченный слабым раствором серной кислоты. Через некоторое время кислота начинает жечь кожу, и лягушка отдёргивает лапку. Далее на лапку кладут бумажку, смоченную кислотой сильной концентрации. Конечно, лягушка отдёргивает лапку намного быстрее, чем в первый раз. Этот опыт настолько примитивен, что любой школьник предугадает его результат.
` Большинство студенческих опытов такие же бесполезные и жестокие, как этот эксперимент. Они демонстрируют явления, не требующие доказательств: гибель животных при пропускании электрического тока, перегреве и т.д.
` В программе западных вузов многие опыты на животных, которые проводят студенты медицинских, биологических и ветеринарных факультетов, заменены гуманными альтернативами. В качестве альтернатив используются: трёхмерные модели, компьютерные программы, интерактивные видеодиски, видеофильмы, культуры тканей и клеток, а также трупы животных, умерших естественной смертью. Самая же лучшая альтернатива для ветеринара это клиническая практика: сначала студенты наблюдают, как опытные врачи лечат больных животных, затем ассистируют во время операций и прочих процедур, затем начинают сами оперировать под контролем специалистов. То есть, вместо того, чтобы убивать и калечить здоровых животных, они помогают лечить больных, которым действительно нужна ветеринарная помощь. Опыт альтернативного образования, принятый во многих западных странах, показывает, что студенты успешно заканчивают вуз и становятся высококвалифицированными специалистами, не прибегая к опытам на животных.
` Вторая причина это подготовка ветеринаров к работе с сельхозживотными, которых они рассматривают только с точки зрения выгоды для человека (мясо, молоко, яйца, мех и т.д.).
Моя коллега мечтала о том, что её научат лечить животных и заботиться о них. На деле же курс был выстроен так, что студентов приучали к мысли, что животные являются сырьём для нужд человека и надо уметь с максимальной эффективностью их использовать. Если лечение животного обходится дорого его просто убивают. Основные медицинские процедуры, проводимые ветеринарами, вредят здоровью животного и делаются ему в ущерб: инъекции гормонов, антибиотиков, кастрация и пр. Если бы те процедуры, которые проводят на сельскохозяйственных и пушных животных повторили бы на домашней собаке и кошке, большинство людей назвали бы это зверством. Но ведь все перечисленные животные одинаково чувствуют боль!
Вот наглядный пример. Однажды при прохождении хирургической практики Лену в составе её группы повезли на свиноферму помочь провести кастрацию свиней. Для того, чтобы поросята быстрее набирали вес, их кастрируют в возрасте нескольких недель. Эту операцию проводят БЕЗ ОБЕЗБОЛИВАНИЯ.
` Студенты ловили поросят, потом один крепко держал поросёнка, а другой лезвием рассекал ему мошонку и отрезал семенники. Животные кричали, вырывались, а потом, когда их выпускали в загон, долго не могли прийти в себя от болевого шока. После этой процедуры, как объяснили Лене, часть поросят погибает...
` Тяжело дался Лене и визит на звероферму. Лисы, норки, еноты и другие животные находятся там в тесных клетках с решётчатым полом, который режет им лапы. Воздух, которым дышат эти животные, отравлен постоянными испарениями фекалий и мочи, собирающимися под клетками. Замкнутое пространство, теснота, грязь приводят к тому, что у животных развивается невротическое состояние. Они сами себя грызут, царапают, находясь в постоянном перевозбуждении, либо впадают в апатию.
` Для убоя используются такие методы, как пропускание тока через задний проход или половые органы, отравление газом, инъекции яда и парализующих веществ. Иногда животных слегка оглушают и с ещё живых сдирают шкуры. Из разговора с работниками зверофермы Лена с ужасом узнала, что они усыпляют животных дитилином. Это курареподобный препарат, вызывающий мучительную смерть от удушья. Чисто внешне создаётся ощущение, что животное мгновенно уснуло, на самом же деле его просто парализовало, и зверь медленно задыхается, не в силах пошевелиться.
` Как может ветеринар, проработавший на звероферме, сострадательно относиться к собакам и кошкам? Почему многие ветеринары в России до сих пор используют в ветклиниках дитилин для умерщвления животных, в то время как на Западе за это получают тюремные сроки?
` Однажды на лекцию о наркозе мелких животных в ветакадемию пригласили "известного учёного в области экспериментальной хирургии" Рожкову Г.Н. Лена запомнила эту лекцию на всю жизнь. Галина Николаевна начала лекцию с рассказа о своих студенческих годах. Она с сожалением заметила, что "нынешние студенты не имеют того экспериментаторского духа, исследовательского интереса, который витал в их кругах". Галина Николаевна, будучи студенткой, вместе со своими сокурсниками мечтала быстрее получить разрешение на проведение операций на животных. Разрешения никак не выдавали и отчаявшиеся студенты ловили бездомных животных в подворотнях и проводили опыты на свой страх и риск. Однажды их группа решила прооперировать кошку. Опыта и навыков у студентов не было, поэтому они ввели кошке морфин, не зная каковым будет эффект и рассчитывая, что животное уснёт. Эффект оказался обратным. В тот момент, когда был сделан разрез, кошка вырвалась из рук экспериментаторов и, вместе с вывалившимися кишками, выпрыгнула в окно.
` Галина Николаевна заворожено рассказывала студентам о своих "самых дерзких опытах, которыми и славится экспериментальная хирургия". Причем никакого практического значения эти опыты не имели. Она подчеркнула, что "с гордостью почувствовала себя человеком только тогда, когда ей удалось пересадить собаке сердце крокодила, и это сердце билось несколько секунд"! Лена посмотрела на лица своих сокурсников, увлечённых интересным рассказом. Экспериментаторский интерес в них был разожжён, а вот сострадание, увы...
` Общаясь постоянно со своими коллегами из других ветеринарных вузов, Лена поняла, что ситуация везде одинакова: российские преподаватели не понимают, что для будущего ветеринарного врача способность к сопереживанию не менее важна, чем врачебные навыки и квалификация. Она в этом лишний раз убедилась, когда в Россию приехал Ник Джукс президент всемирной организации ИнтерНИЧ, выступающей за гуманизацию образования и внедрение альтернатив к студенческим опытам на животных. Ник пригластил Лену к сотрудничеству. И она, в числе других студентов из московских вузов поехала в Англию изучать альтернативы к опытам на животных.
` После окончания Скрябинской ветакадемии Елена едет учиться в Эдинбург. Свою дипломную работу она посвящает изучению разности менталитета российских и западных ветеринарных врачей. Соцопрос, проведенный среди ветврачей различных стран, показал, что российские ветеринары более равнодушно относятся к вопросу умерщвления щенков и котят и, в отличие от западных коллег, выступают за проведение декоративных операций на животных.
` С тем, что наши ветврачи (за редким исключением) пока крайне далеки от вопросов гуманного обращения с животными, я была вынуждена столкнуться на круглом столе [Реформа ветеринарного образованияk в рамках Ветеринарного Конгресса, проходившего с 22 по 24 апреля в Измайлово. Когда я только попыталась рассказать о том, что студенты возмущены жестоким обращением с животными во время обучения, мои слова потонули в потоке хохота. [Что-то мы на мелочевку стали размениваться, заявил ректор Скрябинской ветакадемии Е. Воронин. Что это за чувствительная барышня, которая боится боли?k Очень кстати, что в зале оказался фермер из Татарстана, который выступил в подтверждение моих слов. Он рассказал о том, что жестокость часто является нормой в ветеринарных кругах. В ветклинике, расположенной рядом с домом фермера, молодой ветврач, аспирант, удалил щенку оба глаза для своих офтальмологических исследований и бросил беспомощного щенка умирать. Слепой щенок несколько дней пищал и тыкался во все углы, до тех пор, пока его не усыпили.
` Фермер рассказал также и о том, с каким цинизмом ветврачи относятся к лошадям, которых они готовят для конских забегов на длительные дистанции, проводимых в Татарстане. Он привёз на Конгресс видеоматериалы о том, как ветврачи добивают ножами загнанных лошадей, не имеющих возможности подняться после такой безжалостной эксплуатации.
` В дни конгресса мне очень запомнилась сцена, которую можно назвать анекдотичной. Разговор происходил в павильоне, где были представлены различные альтернативы к студенческим опытам на животных. Один из преподавателей вуза долго слушал наш рассказ о резиновом муляже крысы, который используется для отработки микрохирургических навыков (сшивание сосудов и пр.) и имеет съемные детали. После окончания рассказа он с недоумением спросил: [А как же я проведу ей декапитацию(обезглавливание)?k
` Не удивителен тот факт, что на фоне общего равнодушия ветврачей к животным, Минсельхоз предписал проводить операции наживую, забыв внести необходимый для наркоза препарат кетамин в списки разрешенных в ветеринарии препаратов, чем не преминул воспользоваться Госнаркоконтроль. Зачем российским ветврачам наркоз, если в вузах нет даже такой дисциплины, как анестезиология?
` Почему Россия до сих пор не принимает федеральный закон по защите животных, в то время, как другие страны имеют такие законы в течение столетия? Почему в нашей стране разрешён отлов диких животных капканами, давно запрещенными в цивилизованных странах? Почему в России считается нормальной практикой усыпление животных курареподобными препаратами? Почему так велика смертность животных в российских цирках? Почему Россия не подписывает международные конвенции по защите животных? Ответ на все эти вопросы прост: в России нет специалистов, стоящих на страже интересов животных.
` Конечно, мы пока очень далеки от того уровня сознания, чтобы просто помочь живому существу, не требуя взамен ничего. Но неужели мы пока далеки даже от того, чтобы хоть как-то облегчить участь тех, кого мы эксплуатируем? Ведь по отношению к слабейшему члену общества судят об уровне развития цивилизации!